how to create a site for free


"Отдыхай-Ка"

АЛТАЙ - МЕСТА СИЛЫ

Курганные комплексы Укока

Сакральный характер имели и курганные комплексы на Укоке.  В настоящий момент особенно полно изучены курганы и писаницы Плато Укок в Бертекской котловине и Ак-алахинские курганы.

Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.

Плато Укок. Горный Алтай

В археологическом комплексе Укока, получившем название "Бертек-1",
находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии
северо-восток - юго-запад.

Не только количественно - Пять Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.

Скифская культура

Яркую страницу в истории не только плоскогорья Укок, но и всего Алтая, а также и всей центральной Азии составляет скифская культура, получившая название по месту своего первого обнаружения - урочища Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай - пазырыкская.

Л.Н.Гумилев опираясь на труды историка 1 в. до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть юэджи.

Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов - Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии.

Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа Китая с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии.


Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людьми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами.

Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов.

Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию, получившиму название Принцесса Укока, установлено, что женщины периода расцвета пазырыкской культуры носили парики и использовали косметические средства.

Тела как мужчин, так и женщин из акалахинских и пазырыкских курганов покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трехуровневой структуре мира.

На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного - символика "земного" мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц, либо других солярных символов.

Горный узел Таван-Богдо-Ула является священным для монгольских и китайских буддистов. Как сакральное место плато Укок фигурирует и у алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих.

Впервые о сакральности плоскогорья представителями алтайских народностей было заявлено после того, как в 1993 году группа новосибирских археологов под руководством Натальи Полосьмак обнаружила в одном из курганов, расположенных в долине реки Ак-Алаха, хорошо сохранившуюся мумию женщины, известную как «принцесса Укока».

В настоящее время она находится в музее археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске.  В 1995 году в ходе раскопок академик В.Молодин обнаружил также мумию мужчины.   

Всего же на плато Укок расположено около
1 500 археологических памятников.  
Мумии принадлежат представителям племен, проживавшим на Алтае в так называемый пазырыкский период (V-II века до нашей эры). 

При исследовании ДНК мумий ученые пришли к выводу, что наиболее «близкими родственниками» людей, проживавших на плато Укок более двух тысяч лет назад, сейчас являются селькупы. Также обнаружена генетическая близость к казахам и уйгурам

ПОДЕЛИСЬ!

© Copyright 2009-2019   |  Studio Web-orange  |